capat (capat) wrote,
capat
capat

Categories:

Сам себе вырыл яму

Наблюдая за знакомыми, порой кажется, что многие испытывают бессознательный страх перед сложным – ведь сложное требует напряжения сил.

Иногда удивляюсь выбору друзей, предпочитающих «страшилки и стрелялки» в счет умного, располагающего к интеллектуальной раскованности кино.

Кинокартина «Подлинный Вермеер» Рудольфа ван ден Берга тоже требует напряжения, но не под дулом пистолета.

Сюжет на всем своем протяжении  непроизвольно вынуждает давать личную оценку основным персонажам, захлебнувшимся местью – художнику и его критику.

И меня на протяжении всего фильма и после его просмотра занимала одна только мысль, как относится к главному персонажу и его творчеству. Характер, поступки и судьбу этого человека нельзя обозначить одной краской,  черной или белой…

Картина основывается на реальной истории реального человека, живописца, небезосновательно обвиненного и в мошенничестве, и в пособничестве нацизму, и предательстве национальных интересов, человека рискового в своих авантюрах, ставшего жертвой собственной интриги, потерявшего свой художественный почерк. Его подлинное имя Хенрикус Антониус ван Меегерен. В фильме его зовут Хан ван Меегерен. Но лучше не смешивать подлинную историю с художественным вымыслом, и воспринимать кино, как почти настоящую историю )))

После фильма непременно захочется дать свою оценку этому казусу века, разобраться в трагедии необычного человека.

По ходу картины, словно на суде, зрителю приходится с разных точек зрения –  и обвинения, и защиты – рассматривать мотивы главного героя, выдающегося мистификатора, мастера подделок, ван Меегерена.

С одной стороны, гениальный фальсификатор утер нос всем знатокам искусства и критикам. С другой стороны, явил своими деяниями пример неслыханной гордыни, вынуждающей рисковать даже жизнью, особенно когда подделка впаривается самому Герингу. Этот факт позже сыграет двуликую роль в судьбе художника.















Не знаю, была ли когда-либо жизнь простой и предельно понятной, но сегодня происходит много сложных событий, оценка которых не предполагает однозначности («Коля из Уренгоя», «Певица-инвалид как флаг для Евровидения», «Матильда», «Крымский мост» и т.д.), а непонимание и примитивизм ведут к  категоричности, которая  мало приспособлена решать проблемы поиском позитивных путей…

Мне кажется, страх перед сложным, в итоге,  сказывается на оценке   событий или даже на выборе произведений искусства.

Этот страх заставляет прятаться от неприглядных сторон жизни и порождает примитивное отношение к результату труда творческой личности. К нежеланию вдаваться в подробности мотивов, которыми руководствуется человек.

Если захотите посмотреть фильм «Подлинный Вермеер», вам будет интересно, выработать собственное (внутреннее, личное, без опоры на авторитетные суждения) отношение к несомненно талантливому, высококвалифицированному художнику, однажды униженному и оскорбленному ревнивым снобом-искусствоведом, чья разрушительная критика подорвала веру непризнанного гения в себя и свое искусство. К художнику, положившему жизнь на ответную месть, а на пике славы и упоения местью публично униженному повторно. Жестоко и бесповоротно. Так и не пережившему потери своего творческого лица.

И вновь орудием унижения-непризнания становится субъективизм экспертных оценок, но  на этот раз подкрепленный непререкаемым вердиктом судьи.

Ценность фильма в том, что главными темами становятся такие «занозы» как трагедия нереализованности, непризнания и зависимости от мнений, так называемых знатоков и бездарных всезнаек.

Но лично мне приговор судьи кажется суровым и не совсем точным, а значит или может быть, не совсем профессиональным.

К Меегерену и его прототипу нужно относится не только как к живописцу, но как к актеру, блистательно сыгравшему свою роль. А цена игры – суровое наказание – потеря личности и карьеры.

Жду ваших возражений или поддержки )

В любом случае, режиссер создал сложный, но увлекательный фильм, который к тому же поражает лаконичностью  мысли. Месть – бумеранг.  Стоит ли приносить свою жизнь на алтарь мести…

P.S. В фильме есть более чем откровенная постельная сцена, отсутствие которой не сказалось бы на целостности картины, но, вероятно, по мнению продюсера, кадры слияния охваченных страстью тел обеспечивают коммерческий успех.

Tags: кино
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo capat февраль 19, 2017 19:50 143
Buy for 10 tokens
Помню из детства. Глубокий вечер, а, может, и ночь. Небо в мерцающих звездах. Горы кольцом. Недалеко река или громкий ручей. Люди вокруг костра. Много парочек. Тени, шепот, тихий смех, от которого по телу пробегают легкие, заводные мурашки. Потом звуки гитары, кто-то поет. Что именно поет,…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 123 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →