capat (capat) wrote,
capat
capat

Categories:

Прочь бесперспективность – время собирать камни

Ценный, благотворный опыт мы получили, посмотрев в рамках Фестиваля японской культуры балет «Самурай Нобунага» в Малом зале Кремлёвского дворца 24 января этого года.

И все благодаря panda_aunt, посоветовавшей заглянуть на это мероприятие https://panda-aunt.livejournal.com/139566.html

Спасибо ей за наше проникновение в новую для нас среду, новую музыку и хореографию.

Но признаюсь, для нас, мало подготовленных зрителей, такое погружение было сопряжено с трудностями восприятия. Особенно в первой части программы, которая началась пением под народные японские инструменты. Никого не хочу обидеть, но оно напомнило мне страдальческий вой соседской собачки в отсутствие своего хозяина.  Даже мысли возникли слинять в антракте.

Но некоторое время спустя картинка сменилась. На сцене появился один из танцоров и тут же захватил внимание непонятной пантомимой с веером. Танец завораживал, но мысль плохо читалась, пока в какой-то момент танцор не сложил веер трубочкой и не приложился к ней. Тогда стало понятно, что это вовсе не трубочка и не веер, а символический сосуд, бокал, который герой пантомимы пригубил и тут же взбодрился, да так хорошо, что, собравшись с силами, размашистым жестом будто выбросил прочь что-то ненужное, мешающее жить, после чего опять свернул веер трубочкой и умиротворенно как бы закурил. Правда, ненадолго, в очередной раз внезапно растревожившись своими предчувствиями, когда развернув веер, подобно колоде карт, вдруг увидел в них Судьбу…

Постепенно картинка начала складываться. Перед глазами возник образ мятежного духа, пытающегося вырваться из душных рамок бытия к своим мечтам и устремлениям…

Можно сколько угодно спорить о правомерности такого прочтения пантомимы, но лично мне фантазия и музыка подсказали именно такой сценарий.

И мысль эта подтвердилась в следующей сцене, когда вдруг грянул Владимир Высоцкий своей песней «В сон мне жёлтые огни»: Но и утром все не так, Нет того веселья: Или куришь натощак, Или пьешь с похмелья.  В кабаках - зеленый штоф, Белые салфетки. Рай для нищих и шутов, Мне ж - как птице в клетке! В церкви смрад и полумрак, Дьяки курят ладан. Нет! И в церкви все не так, Все не так, как надо.

Танец и пластика героя словно синхронным переводом воспроизводили текст звучащей песни. И опять в воображении  возникал образ мятежной души, мечущейся по жизни, не умеющей и не знающей, в чем и как реализоваться, где проявить себя, где найти пристанище...

В очередной картине на нас обрушилась музыка совсем уж сокрушительная в своей мощи и торжественности  – Реквием Моцарта.

На сцене появился католический собор – величественный, нависающий над человеком внизу, который, несмотря на благоговение и богобоязненность, вдруг обнажает перед нами сокровенные свои переживания и сомнения, показывает свою неудовлетворенность судьбой, стремится найти цель и отдушину…

Наконец-таки все три эпизода связались в одну стройную мысль: какими бы разными не были люди – разных национальностей, разных кровей и конфессий – они переживают общечеловеческую драму, им свойственны общечеловеческие эмоции и устремления, им знакомы проблемы нереализованности и несвободы личности! Что поделать, бесперспективность так и ощущается… И тоску одинаково заливают, прикладываясь к незримому сосуду

Ради этой мысли стоило посмотреть это выступление.

Главные танцевальные партии исполняют мировые звезды – Фарух Рузиматов, Морихиро Ивата, Ранко Фудзима. И исполняют с большой экспрессией и мастерством.

 

Не менее интересной оказалась и вторая часть представления – исторический балет, (в анонсах это действо называют хореографической драмой-экшн),  «Самурай Нобунага», основанный на реальных событиях, основным героем которых стал выдающийся из самураев в японской истории Ода Нобунага, посвятивший свою жизнь объединению страны.



Кому из современников не близка эта мысль?! Кто хоть однажды не проникался идеей укрепления собственной страны, объединения раздираемого противоречиями государства, страстным желанием преодолеть раздробленность?!

Думаю, в каждой стране, в каждой нации когда-то да был такой период, когда нарастала настоятельная необходимость собирать камни.

Такое понятное, общечеловеческое стремление.

Балет очень понравился и выразительной музыкой ( композиторы – Накагава Тосихиро и Умэя Томоэ), и хореографией для нас необычной, и завораживающими декорациями.

Фоном одной из сцен послужил необычный, повторяющийся рисунок бежево-коричневых оттенков. Если присмотреться к нему, можно увидеть повторяющееся изображение свастики. Меня этот рисунок озадачил, очень озадачил  – случайность или в этом есть некий смысл? Возможно, символ значит что-то особое в японской культуре или используется в сценографии, чтобы более точно оттенить суть происходящего на подмостках…

Вот эта сцена, правда, фон на фото очень темный, но кое-что можно разглядеть.

Но самым главным результатом этого вечера с погружением в японскую культуру, стало понимание, насколько наблюдательны и чувствительны к человеческим эмоциям и намерениям японцы! Какие они большие аналитики, психологи, понимающие социологическую и личностную драму.

А как Высоцкого-то сумели оценить и понять и вплести в рисунок целого представления о мытарствах личности!

Думаю, появление балета на тему государственного объединения сегодня не является случайностью. Мысль об укреплении и единении государства пульсирует в умах граждан современной Японии.

И не случайно наш друг-математик, умеющий точно и четко обозначить явление,   назвал  первую часть программы, которая началась своеобразным завывающим пением под народные японские инструменты «тоской по северным территориям – Шикотан, Хабомаи» )))

Всю соль действа передал!.

P.S. Кстати, открыл вечер Чрезвычайный и Полномочный Посол Японии в Российской Федерации. Он произнес красивую, полную доброжелательности речь на русском языке, тепло отозвавшись об артистах, занятых в балете. И произвел приятное впечатление отсутствием снобизма, какого-либо высокомерия, хвастовства и напускного величия.  Подлинное же его величие проявлялось в простоте общения. Это подкупало, хотя мы помним о претензиях Японии на наши острова )))

Tags: свастика, фестиваль
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo capat march 20, 2016 08:20 142
Buy for 10 tokens
голосом Максима Галкина Им вторил Греф. «Господа, вы говорите страшные вещи. Мне становится страшно от того, что вы говорите. Вы предлагаете передать власть в руки населения!». «Если каждый человек будет участвовать в управлении, то что же мы науправляем?!»…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 166 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →