capat (capat) wrote,
capat
capat

Category:

Образность и в тупик поставить может, и наповал сразить

Второй выпуск «Большой оперы –  2019» обернулся для меня, зрителя, не только интереснейшим опытом, но и испытанием на… способность понимать )


Далеко не все выбранные конкурсантами арии мне были хорошо известны. А поскольку пелись они не на русском языке, трудно было понять, о чем, собственно, идет в них речь!

Единственной подсказкой становилось мастерство самого исполнителя, насколько он может донести образ, переживания своего героя или героини. Зрительское восприятие полностью зависело от энергетики и импульса, исходящего от певца.

Вот что в результате этого опыта у меня получилось.

Открывала конкурс Александра Шмид (Австрия) арией Илии из оперы В. А. Моцарта «Идоменей».

Певица сразу окунулась в образ, и в голосе ее зазвучала любовь, скорбь, мольба, обвинения, борьба чувств и опять мольба. В общем, непонятно, о чем конкретно она пела, но эмоции выразила. Исполнение мне очень понравилось, но захотелось ближе ознакомиться с этой арией. Интернет помог. Все так и есть в этой арии:

О, как меня терзают отчаянье и ревность!

Томится дух мой меж страстью и враждою, местью и любовью.

О, что за боль!

О, что за боль! Сердце исходит кровью!

Вся гамма чувств, переданная певицей и воспринятая зрителем.

Джанкарло дель Монако, правда, заметил, что певице не хватает мягкости звучания в высоких регистрах.

Михаил Широченко пел арию Птолемея из оперы «Птолемей». Г.Ф. Гендель.

Михаил тоже был в образе, и, похоже, настроился на роль задолго до выступления. Он сыграл настающую душевную боль. А мягкости и нежности в его голосе было в избытке – такое деликатное выражение отчаяния. Тихим, кротким прощанием в последних тактах завершилось исполнение арии. С кем или с чем прощался персонаж этой оперы, пригубив в раздумьях бокал вина, мне до поры до времени было не понятно. Но то, что это было прощание, не вызывало никаких сомнений – оно звучало в голосе певца.

Позже из слов жюри выяснялось, что Птолемей принял-таки  яд. И это было в яблочко! Ну-у… в том смысле, что мне не почудилось, а так и подумалось, зря он пригубил тот бокал, ох, как зря, как бы дело трагедией не обернулось. Но… так оно и вышло.

Певец интонационно точно передал суть переживаний своего героя.

Джанкарло дель Монако слушал Михаила, закрыв глаза.

Очень понравился костюм Птолемея, хорошего кроя, элегантный, из чудесного материала. Шляпа вообще была бесподобна, с большим вкусом придумана.



Анастасия Тараторкина исполнила арию Деспины из оперы В. А. Моцарта «Так поступают все женщины».

Это было интересное исполнение. Но мне показалось, что певице не хватало азарта –  не было его  в ее интонациях. А ведь название оперы само по себе предполагает озорство.

Анастасия, видимо, ощущала недостаток импульса, недостаток необходимого градуса кокетливости и пыталась внешней манерностью, какими-то… ужимками, компенсировать отсутствие нужной энергетики в вокале.

Но, в общем, шуточный тон,  картинка игривости были переданы.

В результате певица получила от жюри всего два голоса.

Сергей Кузьмин в этот раз пел раскованней. Его было приятно слушать, ничто не резало слух.

У Деменковой Инны, как показалось, голос… сползал с нот. И это сбивало с настроя. По мере исполнения певицей арии Альцины из оперы Г.Ф. Гендаля «Альцина» усиливалось ощущение драматизма, заложенного в арии, в музыке, но… интонационно равномерное бесстрастное пение приглушало драматизм. Было видно, что певице хотелось передать сильные чувства, но интонационной мощи не нашлось…

По этому поводу мое впечатление и мнение жюри совпали!

Очень понравилось, как образно выразился Дмитрий Бертман, заявив, что  певице не хватило температуры эмоциональности, и даже предположил, что и в балете присутствует понимание «эмоциональной температуры прыжка». Удачное, образное сравнение, понятное зрителю – сразу схватывается суть замечания, в сознании всплывает образ.

Однако Николай Цискаридзе, в этом сезоне выступающий в роли ведущего, попытался вышутить такое сравнение. Но неудачно, т.к. эта попытка, к сожалению, выявила некоторую интеллектуальную нечуткость известного артиста балета. Как  ведущему, мне кажется, ему не следовало бы устраивать перепалку и вылезать со своими претензиями, тем более если не умеет воспринимать образность.

Последнее слово в конкурсе остается за жюри. Инна Деменкова получила три балла из четырех.

Четвертый выпуск «Большой оперы» состоится 23 ноября, в 18.40

Всем привет!

Tags: культура, музыка
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo capat march 20, 2016 08:20 142
Buy for 10 tokens
голосом Максима Галкина Им вторил Греф. «Господа, вы говорите страшные вещи. Мне становится страшно от того, что вы говорите. Вы предлагаете передать власть в руки населения!». «Если каждый человек будет участвовать в управлении, то что же мы науправляем?!»…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 116 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →