capat (capat) wrote,
capat
capat

Categories:

Аромат «Вишневых садов»… с уколом в самосознание ))

Иной год в театральной столице по нескольку «Вишневых садов» дают. Несколько лет назад их насчитывалось с десяток! Чуть ли не каждый театр считал нужным взрастить поставить свой «Вишневый сад». И в чем-то ведь кроется секрет тяги режиссеров к этой пьесе!

В театре им. Моссовета ее ставил сам Леонид Хейфец, а роль Раневской исполняла Ольга Остроумова. В Ленкоме ее поставил Марк Захаров с Александрой Захаровой в главной роли. Эймунтас Някрошюс вообще накрыл публику 5-ти часовым «Вишневым садом», что даже для заядлого театрала стало настоящим испытанием на стойкость.

16 января 2020 г. в театре им. Моссовета сотни зрителей вбирали аромат «Вишневого сада» Андрея Кончаловского, пытаясь разгадать эту загадку.

Сотни зрителей, затаив дыхание, следили за происходящим на сцене, боясь шевельнуться, дисциплинированно заглушив мобильники, не смея кашлянуть лишний раз.

Кто-то немел от красоты Юлии Высоцкой, исполняющей Любовь Андреевну Раневскую. Кто-то не верил глазам своим, узнав-таки в Леониде Андреевиче Гаеве Александра Домогарова, умеющего так кардинально и тонко перевоплощаться.

1

2

Меня занимал вопрос, почему Лопахин  так и не сделал предложения Вареньке.

В своей постановке Марк Захаров дал оригинальный ответ – он просто омолодил Лопахина на двадцать лет и влюбил его в Раневскую. Рискованный режиссерский ход, но сработал, не нарушив стройности концепции… Его концепции.

У Кончаловского все по-другому! Ближе и уважительнее к Чехову, тоньше, сложнее –  человек не может быть примитивным, каким бы понятным и незамысловатым он не казался окружающим!

Все талдычат о скорой помолвке Вареньки с Лопахиным. А он молчит. Соглашается на уговоры, не разубеждает. Но молчит. И предложения не делает. Кто-то зачем-то запустил этот слух, который угнетает девицу, но, похоже, не смущает купца.  Кому-то на руку эта неопределенность при всех признаках благодарной расположенности Лопахина к Раневской. Или все-таки… влюбленности?

В заключительной сцене объяснения с Варенькой он опять молчит, хотя был готов уступить… почти.

В чем дело-то? В ней или в нем самом?  И боготворить не в состоянии, и по заднице шлепнуть, как Дуняшу, задора нет )

Или есть другая – тайная, безмолвная причина, на  которую Чехов намекает. Но понимаем ли мы?!..

Если существует в природе национальное самосознание, то оно, судя по всей российской истории, претерпевает немало изменений. И если победа над Наполеоном отозвалась в горячих сердцах элиты восстанием декабристов (Не повезло… https://capat.livejournal.com/129199.html#comments), то каким же стрессом, рывком для русского самосознания стало освобождение многомиллионной армии крестьян от крепостничества в 1861 г.! Вглядитесь в Лопахина.

Почему актеры, играющие Ермолая Алексеевича, не одинаковы в своих эмоциях по отношению к этим двум женщинам – Раневской и Варе?

Кто-то смотрит на Раневскую собачьими глазами, замирая в несбыточном ожидании. А кто-то в сцене объяснения с Варей, за будничностью разговора, прячет надежду – раскройся, покажи свое сердце, намекни на живое чувство, живое участие…

Понравилась игра Виталия Кищенко в роли Лопахина. Второй раз вижу его в этом спектакле, но каждый раз по иному читаю его эмоции. Сегодня в нем было больше снисходительности и ироничности по отношению к Раневской. А в последнем разговоре с Варей, мне показалось, он сделал говорящую паузу, в которой мелькнула робкая надежда – а вдруг получится, срастется – окончательно отвергнутая обоими. Сегодня в Лопахине, в исполнении Кищенко,  было больше осознания своего собственного превосходства  над экс-господами, больше прагматизма – пора делом заниматься, а не в любовный пинг-понг играть. По-хозяйски Лопахин торопит бывших владельцев поскорее убраться из проданной усадьбы, нарочито показательно закрывая освободившиеся комнаты на ключ.

Очень нравятся интересной, живой игрой Виталий Кищенко и Наталья Вдовина, играющая Варю. Куда-то приведет ее… взятое на себя добровольное рабство.

3

4

5

Андрею Кончаловскому удается поставить пьесу так человечно, без какого бы то ни было эпатажа, что у зрителя, наполненного энергетикой спектакля, появляется потребность задаваться вопросами.

Во втором действии элементом декорации стал подиум, усеянный подушками, на которых сидели, о которые периодически спотыкались. Виталий Кищенко очень сильно навернулся, но быстро поднялся, даже не сбив дыхание. И Юлия Высоцкая споткнулась, но мгновенно оправилась – зал только гадал, нарочно или нечаянно у нее это вышло. Но, судя по накалу переживаний персонажей, у обоих вполне могли подкашиваться ноги.

На этот раз особенно обидно было за Гаева (Александр Домогаров), которого все постоянно и бесцеремонно прерывают за высокопарные излияния, хотя о сестре он высказался вполне определенно и не далеко от истины. Но сами-то разве не словоблудствуют?!!

Во время смены сценических картин на большом экране появлялись строки из писем Чехова, скрипело перо, мало-помалу проливая свет на вопрос, на кой же чёрт  зачем было Чехову практически на смертном одре писать эту пьесу о сложностях мироощущения людей...

Видимо, на закате жизнь кажется комедией…

Мне нравятся постановки  Андрея Кончаловского. Его замечательный «Дядя Ваня», восхитительные «Три сестры», великолепный «Вишневый сад».

Для своих спектаклей он нашел эффективный инструментарий, внимательный, чуткий, послушный камертону режиссера – талантливый дуэт, бессменный участник его чеховского триптиха – Юлия Высоцкая и Александр Домогаров.

А еще мне нравятся постановки Андрея Кончаловского своей аристократичностью.

6

Разные режиссеры во многих спектаклях все сложности мироощущений человека подменяют  беспардонностью и крикливой разнузданностью.

А вот аристократизма взять им неоткуда.

Finita la comedia

Всем привет!

Неузнаваемый Александр Домогаров https://capat.livejournal.com/53876.html#comments

Tags: театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo capat march 20, 2016 08:20 142
Buy for 10 tokens
голосом Максима Галкина Им вторил Греф. «Господа, вы говорите страшные вещи. Мне становится страшно от того, что вы говорите. Вы предлагаете передать власть в руки населения!». «Если каждый человек будет участвовать в управлении, то что же мы науправляем?!»…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 194 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Besteho_2013

January 19 2020, 20:20:39 UTC 8 months ago

  • New comment
Все "Вишневые сады" очень разные.
Когда-то давно, еще совсем девочкой, я видела "Вишневый сад" на Таганке. Лопахина играл Высоцкий, Раневскую - Демидова, Петю - Золотухин... Вообще состав был сильный, даже в роли Епиходова был занят Дыховичный. Я до сих пор хорошо помню этот спектакль, хотя тогда по юному возрасту не все поняла. Меня, к примеру, покоробило, что центр сцены представлял собой кусок кладбища в белых вишневых цветах, но с крестами и плитами... И среди них "жили" персонажи. В стильных белоснежных нарядах начала ХХ века, бродили среди могил, напевая: "Что мне до шумного свята, что мне друзья и враги, было бы сердце согрето счастьем взаимной любви"... И это было главной декорацией - на могилах сидели, лежали... Петя, свернувшись калачиком, засыпал на надгробье во время своего революционного монолога: "Дойдем! А если не дойдем, то другим укажем дорогу!" Епиходов цеплялся за крест и потом выравнивал его, объясняя, что вот такой он неловкий, все роняет... Таганка тогда славилась редкой эпатажностью.
Но, Боже мой, как они все играли! Какого фантастического Лопахина ваял Высоцкий! Я тогда в последний раз видела его сцене живым...
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →