capat (capat) wrote,
capat
capat

Category:

Игры ума…

В мире снов Сальвадора Дали на выставке в Манеже мне было неуютно, может, потому что не люблю пересказанные сны...

Со снами в литературе – сны Веры Павловны (Чернышевский «Что делать») – еще куда ни шло. Но в полотнах и пересказах – не комильфо.

Не всегда приятно, если ты, конечно, не психоаналитик,  иметь дело с черновой работой чужого мозга.

Но Дали осознанно сделал рожденную воображением непонятность своим кредо. Только так, по его же признаниям, он мог прославиться на фоне своих талантливых и уже признанных коллег, соотечественников:

-  В шесть лет я хотел стать поваром, в семь — Наполеоном, а потом мои притязания постоянно росли…

- Трудно привлечь к себе внимание даже ненадолго. А я предавался этому занятию всякий день и час…

-  У меня был девиз: главное — пусть о Дали говорят. На худой конец пусть говорят хорошо…

-  Еще в раннем детстве я приобрел порочную привычку считать себя не таким, как все, и вести себя иначе, чем прочие смертные. Как оказалось, это золотая жила!..

-  Особенность моей гениальности состоит в том, что она проистекает от ума. Именно от ума...

                                                                           Сальвадор Дали.

В желании стать знаменитым и покорить мир художник прибег к необычному по тем временам ходу – осознанно перенести на полотна самые извращенные игры мозга, превратив возникающий у зрителя когнитивный диссонанс в свой фирменный стиль.

На первом плане у него идея сумбура, хаоса, неопознанности, на втором – художественное воплощение. Его идеи понять можно только опосредованно – или припоминая пояснения  художника к своим работам или  через надписи под картинами. А художественное изображение чаще всего не помогает постичь смысл. И в этом парадокс – изобразительное искусство, в котором видеоряд призван нести основную, спонтанную семантическую нагрузку, оказывается вторичным...

Разрыв между мыслью и рисунком на полотнах   ведет к разрыву в  зрительском восприятии произведений.

«Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключен в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, ненарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятия». Сальвадор Дали.

Вот, к примеру, оригинальная работа:

1

«Максимальная скорость Мадонны Рафаэля»

Трудно понять без предварительной подготовки,  что именно хотел сказать художник. Хорошо, когда есть название, подсказывающее, в каком направлении надо… понимать, что думать (с))

Моей же первой ассоциацией при взгляде на эту картину стал непонятно по каким причинам разорванный воздушный шар. Зрительное восприятие не поразило, не подсказало ничего дополнительно,  да и логика на этом оборвалась – компьютерная картинка не для очевидных целей…

Сам художник прекрасно осознавал, что оставаясь непонятным, он может показаться безумным. Не зря же он подсуетился и вовремя заявил: 

«Единственное различие между безумцем и мной в том, что я не безумец».

Но в этом уверены все шизофреники...

Работы Дали, его переработанные в картины сны и идеи, оказались не созвучными мне, хотя в каждом полотне чувствуется рука мастера, свободное, легкое владение кистью – не зря же он много и упорно учился!

Однако несозвучность не означает, что на выставке в Манеже ничто не зацепило.

Было любопытно читать названия картин, придуманные автором, и пытаться привязать их к увиденному – гимнастика ума, хотя часто без эстетического удовольствия.

Некоторые названия больше походили на разъяснения и занимали чуть ли не полстраницы!

2

«Пятьдесят абстрактных картин, складывающихся на расстоянии два метра в три портрета Ленина в виде китайца, а с шести метров превращающихся в голову королевского тигра» (1962)

3

"Декольте моей жены, одетое, опережающее свет на полной скорости.

Портрет Галы с носорожьими признаками". Около 1954 года.

Забавно было видеть и созданный художником образ самого себя – сама экстравагантность в тонких усиках с выпученными глазами.

4

Подумалось, нашему Богомолову мерещатся лавры  Дали – уж очень он  налегает на эпатаж.

Остались в памяти картины:

5

«Автопортрет с рафаэлевской шеей», 1920-1921 г.

Шея запоминается, два имени Рафаэль и  Дали естественным образом связываются, а это уже реклама самому себе. Весьма находчиво! )

6

Портрет Галы в тюрбане. 1939.

Мужественное лицо. Крепкая шея, почти рафаэлевская )

7

«Портрет сестры Анны-Марии», 1925 г.

Портрет как портрет. Без особой искры, как мне показалось. Но всегда приятно увидеть нормальное человеческое лицо ))

8

«Купальщицы в Эс-Льянер»

Сама естественность  красоты и грации женских тел

9

«Фигуры на песке» (1926)

Блаженствуют или…  в отключке )

10

«Люди, пожирающие друг друга»

Сильно и актуально.

На выставке представлена серия  «Человеческие пороки». Шемякин, создавший скульптурную группу на ту же тему, видимо, позаимствовал идею у гения )) У самого Дали  много работ по мотивам, как например:

11

Без названия. По мотивам скульптуры Микеланджело "Давид".

1983, холст, масло, 75х60.

12

«Геологическое Эхо. Пьета» По мотивам скульптуры «Пьета» работы Микеланджело 1982

13

Без названия. По мотивам скульптуры «Джулиано Медичи» с надгробия Джулиано Медичи работы Микеланджело 1982

Что касаемо изображенных Дали пороков, мне было трудно понять, чем, скажем, расточительство отличается от жадности – и там и там на картинах в избытке нечто, не вызывающее спонтанных эмоций.

Однако все эти работы есть в сети. Нет смысла описывать неописуемое, описывать то, что у каждого вызовет свое отношение, свои ассоциации и объяснения. Интересно и познавательно почитать пост: «Остров. Пикассо и Дали»  https://danatapochkina.livejournal.com/198296.html

В принципе, света в картинах много, как в самой природе. Во мрак погружают игры воображения и ума самого художника.

Находиться на выставке, в пространстве Дали и Манежа приятно, хотя впечатление портит осознание, что сам-то Манеж  уже не тот, потому как новодел.

Но единственной картины Дали, которая по-настоящему увлекает меня заложенной в ней мыслью и красотой, на выставке не было.

Не было «Атомной Леды».

Жаль…

Всем привет!

«Композиция или художественность?» https://galina-vr.livejournal.com/387201.html

Tags: выставка Дали
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo capat march 20, 2016 08:20 142
Buy for 10 tokens
голосом Максима Галкина Им вторил Греф. «Господа, вы говорите страшные вещи. Мне становится страшно от того, что вы говорите. Вы предлагаете передать власть в руки населения!». «Если каждый человек будет участвовать в управлении, то что же мы науправляем?!»…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 155 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →