capat (capat) wrote,
capat
capat

Иногда постановка вопроса важнее ответов…

Похоже, время не отменяет традиционных вопросов «Кто виноват?» и «Что делать?», занявших опорные позиции в развитии русской литературы и мысли с легкой руки Герцена и Чернышевского. :) Гению А. П. Чехова удалось внести в эту вопросную парадигму свою лепту, добавив  не менее важные «Как?» и «Почему?».

«Почему так несчастны бывают люди? Почему уже взрослые дети кончают жизнь самоубийством? Почему разваливается семья? Почему женщина утрачивает материнский инстинкт?» – не устает вопрошать «Чайка».

«Как обрести себя? Как найти новый смысл? Как не рухнуть в пропасть под тяжестью разочарований и духовной  опустошенности?» – вторит ей «Дядя Ваня»…

Почему образуется пустота? Как найти новый смысл?



За последние несколько месяцев, помимо «Чаек», пришлось разбираться с тремя «Дядями Ванями».) В театре им. Вахтангова, режиссер Римас Туминас http://capat.livejournal.com/2011/04/10/. В Театре-студии п/у О. Табакова, режиссер Миндаугас Карбаускис. В театре им. Моссовета, режиссер Андрей  Кончаловский. Не обладая самоуверенностью критиков, ни коем образом не причисляя себя к знатокам, просто скажу, что каждая из трех постановок уникальна. имхо. Отличаются они стилистикой и в какой-то степени акцентировкой. Гротеск вахтанговской ошеломляет, две другие  берут за душу реалистичностью, но все три захватывают существом проблем.

Мы все такие разные – по образованию, возрасту, семейному укладу, вере – и каждый судит со своей колокольни. И Чехова видит по-своему: то, что ближе в творчестве писателя, то, что больше трогает. Некоторые рассуждают о духе Чехова, пытаются оценивать, насколько соответствуют этому спириту разные постановки. С моей колокольни во всех трех «Дядях Ванях» дух Чехова присутствует! Он сконцентрирован в мыслях и чувствах, которые передаются со сцены, с которыми зритель покидает театр, подсознательно задумавшись над собственной жизнью.

Утверждать, какой из трех спектаклей лучше, даже не берусь, настолько все три органичны и интересны, хотя они существенно отличаются актерской игрой – и здесь, безусловно, безграничный простор и поводы для  споров.

И все-таки постановка Кончаловского задевает… своей чувствительностью к     д е т а л я м, которые приковывают внимание. Завораживают, будят воображение, заставляют острее ощущать контраст и связь времен. Да, да! Мысль, что за сто лет, прошедших со времени написания пьесы, в человеческой натуре мало что изменилось, не покидает даже после спектакля. Усиливает это ощущение бьющий по нервам шум уличного движения, рвущийся в зал с огромного экрана, на котором словно в реальном времени видна заполоненная машинами площадь, ее проезжая часть. А на сцене в то же самое время светлой летящей тенью раскачивается на качелях сокровенная Мечта в облике прекрасной Елены, в легких полупрозрачных одеждах, пробуждающая лучшее в душе, заставляющая думать о непреходящем, вечном...

А потом появляется няня Марина, деловито, профессионально:) управляющаяся с самоваром, раздувающая в нем огонь старым, но эффективным способом – весьма живописным сапогом. И доктор, только что с дороги, умывается смачно. (Допотопный умывальник кому-то кажется уже экзотикой). Выкуривает вкусно папиросу, гасит её о подошву.

А дальше раскручивается история сногсшибательной влюбленности взрослых, уже зрелых вполне людей, начинающих вдруг понимать, что жизнь неизлечимо проходит мимо.  И бедный дядя Ваня, получивший двойную дозу разочарования, оказывается перед пропастью под названием «пустота». И бедная Соня, не умеющая и не знающая КАК удержать любимого человека, безнадежно ищет опору. Им всем придется КАК-ТО заново научиться жить в обстоятельствах, сохранивших прежние очертания, но уже лишенных всякого смыла. И неоткуда взять этот новый смысл – ни дела нет достойного, ни работы нет увлекательной, ни любви всепобеждающей нет. Одна пустота...

Бог мой, ведь как это знакомо! Даже сегодня, в самый разгар научно-технического прогресса, сложнейших инженерных решений, гаджетного разнообразия и…  подавляющей живучести ЕГЭ:)

P.S. Кстати, а почему в конце пьесы доктор медлит, и все никак не уходит?..

У каждого из трех исполнителей роли Астрова своя мотивировка. И, хотя персонаж один и тот же, образ у каждого свой! Такова прихоть искусства.:)

В постановке Кончаловского показалось, что Астров (Александр Домогаров) сделал все, чтобы Соня (Юлия Высоцкая) его удержала…



 

Subscribe
promo capat march 20, 2016 08:20 142
Buy for 10 tokens
голосом Максима Галкина Им вторил Греф. «Господа, вы говорите страшные вещи. Мне становится страшно от того, что вы говорите. Вы предлагаете передать власть в руки населения!». «Если каждый человек будет участвовать в управлении, то что же мы науправляем?!»…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments