Большинство друзей и френдов уже согласилось, что дети вполне адекватно воспринимают поступки, характеры, происходящее. Они хорошо улавливают акценты на том, что хорошо, а что плохо, чутко реагируют на ложь и нечестность, и острее, чем взрослые, воспринимают несправедливость.
Понаблюдайте за детьми, и у вас отпадут все сомнения.
Вспоминается, как однажды на мхатовском «Коньке-Горбунке» (постановка Евгения Писарева) мальчишка, лет семи, во весь голос обозвал трусом подленького персонажа. Так и заявил: «Ты – трус!» ко всеобщему одобрению зала, который мгновенно отреагировал на эту заяву аплодисментами.
Вспоминаются и концерты симфонической музыки для юношества под управлением Дмитрия Орлова в Храме Спасителя. Атмосфера на этих концертах отличается высокой степенью безалаберности и непоседливости детской аудитории. Между рядами вечно свешиваются руки и головы, ноги болтаются. А фоном Брамса или Шостаковича служит непрерывное шебуршание слушателей от 3 до 9 лет.
Но вот однажды перед этой аудиторией исполнили увертюру-фантазию П. И. Чайковского «Ромео и Джульетта». Вначале ведущая (музыковед, народная артистка России, между прочим) рассказала деткам историю вековой вражды знатных семейств, примирившихся только после смерти двух ни в чем, кроме любви, не повинных созданий. А потом поведала, как Петр Ильич передал эту трагичную историю в музыке, как в ней отразились две главные темы – вражды, звучащей в тембре медных инструментов, и любви, бесконечно далекой от бессмысленных сражений. И добавила, что закончилось все это мерной поступью мрачного хорала, превращенного в образ грубой губительной силы.
Вот тут и стало понятно, насколько детская душа откликается на магию звуков! С первых же тактов руки-ноги поисчезали из проходов, а шеи и уши вытянулись. Детский сад притих, вслушиваясь в звуки вражды и любви.
Проще говоря, это музыкальное воздействие оказалось похлеще фильма ужасов. Музыка выплескивалась неподдельными эмоциями и прямехонько проникала в душу. Окончательно в себя аудитория пришла только к началу другого произведения, весьма кокетливого, на тему рококо, когда зазвучали веселенькие, настраивающие на буфет и мороженое ритмы.
Опять много буковок получилось. Придется продолжить в следующий раз )
До встречи!
Journal information