capat (capat) wrote,
capat
capat

Category:

Мужики, лучше матом ругаться, чем визжать

от восторга при словах «ссать» и «ублюдок», как это происходит

на спектакле Константина Богомолова «Борис Годунов». (Только вчера были в Ленкоме и с большим любопытством посмотрели эту постановку, как говорят, скандально известного режиссера).

Интересная метаморфоза произошла с девяностых годов. Тогда на острые ленкомовские словечки оживленно реагировали разбросанные по залу стайки псевдогламурных дэвушек. Сегодня, похоже, «интеллект» и эстетические предпочтения сменили свою гендерную направленность. Теперь мужики показывают пример раскованности, заливаясь радостным смехом при каждом даже не матерном!, а просто грубом слове, доносящемся с подмостков.

Возвращаясь к спектаклю. Он в целом показался любопытным своими так называемыми наворотами, правда, давно уже ставшими традицией современного театра )) Показался занятным своей разоблачительной направленностью, аллюзиями и ассоциациями с нашими авторитарными лидерами и руководством, интересными, хотя и ожидаемыми, театральными средствами, включающими многочисленные экраны с титрами на протяжении всего действа,  современные костюмы и современные текстовые вставки в классическое произведение, музыкальные нарезки из популярных песен и ритмов. Все это оживляет постановку. Хотя… хотя Эзопов язык, язык аллюзий за любым режиссером оставляет возможность, в случае перебора, всегда сказать, мол, это не то, о чем вы подумали ничего не знаю, моя хата с краю)))

Не скажу, что спектакль совсем не понравился. Конечно, это не Пушкин, не его знаменитая пьеса. Но  сделан он интересно. Особенно для привлечения тех, кто не в ладах с литературой с подросткового возраста и кому хочется некоторой расслабухи после трудов праведных, но не в баре ) А актерский состав вообще вдохновляет – Збруев, Сирин, Вержбицкий, Агапов, Гизбрехт и другие! Миронова и Миркурбанов тоже понравились.

Но есть некоторая «непонятность» в богомоловской постановке, которая все усилия оправдать фривольное отношение к классике своеобразием режиссерского вИдения сводит практически на «нет», а именно  отправная точка спектакля – «Народ быдло», будто перетянутая за хвост из девяностых.  Эта мысль изобретательно проводится в самом начале действа и усиливается титрами на экранах. Ясно, что после такой заявы вИдение режиссера будет полностью отличаться от оригинала. Ведь у Пушкина тема «народ и власть» главенствует и развивается на протяжении всей пьесы! А у Богомолова акценты смещены в сторону трендового разоблачительства.  Не удивительно, что он и концовку своей постановки решает не утяжелять сценой «Народ безмолвствует». Хотя выкинуть эту ключевую сцену все равно,  что у Гамлета отобрать монолог «Быть или не быть». Но началом спектакля уже все сказано – народ быдло и будет молчать, поэтому, в свете  «новаторской» идеи режиссера, можно  обойтись без него…

И все же непонятно, что именно, по мнению режиссера, стоит за этим молчанием. (Пушкин в своей пьесе высказывается вполне определенно, если внимательно прочитать рукопись и проникнутся авторской мыслью, тем более что народ у него безмолвствует только однажды).

И еще, а себя-то режиссер, с кем ассоциирует, к каким слоям быдла относит себя. Что мешает ему преодолеть ограниченность и не наблюдательность, застревая в идеях и лозунгах девяностых, не чувствуя ветра перемен, загоняя свои представления в парадигму «кругом быдло», а сам-то ты кто?, так и не сумев преодолеть устаревшие клише, фактически построив весь спектакль на избитом утверждении «Народ быдло»...

Кстати, меньше возникало бы вопросов и претензий, когда речь заходит о правомерности новых трактовок классики, если б  режиссерское вИдение превосходило по идейности и смысловому содержанию оригинал!

P.S. Каждый из нас, хотим мы этого или нет, является частью народа. И именно народ остается и источником нового в жизни, и главной ее ценностью. Вне  народа гении не родятся ).

Наверное, поэтому А. С. Пушкин с уважением воспринимает русский народ и с большим пониманием и интересом относится к теме «народ и власть».

О «Борисе Годунове» в «Et Cetera» http://capat.livejournal.com/79651.html

Tags: быдло, народ, театр
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo capat march 20, 2016 08:20 142
Buy for 10 tokens
голосом Максима Галкина Им вторил Греф. «Господа, вы говорите страшные вещи. Мне становится страшно от того, что вы говорите. Вы предлагаете передать власть в руки населения!». «Если каждый человек будет участвовать в управлении, то что же мы науправляем?!»…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 75 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →