Мне всегда было интересно, как появился, когда и почему трансформировался лозунг
«Убей немца», как в военное время трансформировался образ врага.
Началось со статьи Ильи Эренбурга «Убей» и стихотворения Константина Симонова «Убей его». О причинах (это важно!) появления идеи можно почитать в инете, материала много. Закрепился этот лозунг в плакатах и произведениях других авторов на долгое военное время. В плакатах эта идея воплощалась таким образом:
Вторая мировая война началась 1 сентября 1939 года. Фашистская Германия вторгалась в страну за страной. Каждая страна, каждая нация, население, народ переживали это вторжение по-своему.
В каждой стране могла быть своя Отечественная война... Могла быть…
Для народов Советского Союза Отечественная война началась с нападения гитлеровской Германии 22 июня 1941 года – война за родную землю, за свою семью, своих жен и невест, свой дом и право быть хозяином на своей земле. Именно так воспринял советский народ необходимость отстоять свои границы. Это укоренилось в сознании советских людей. В сознании большинства советских людей, хотя были и те, кто перешел на сторону оккупантов. Об одном из таких предателей-изуверов убедительно рассказывается в фильме «Государственный преступник»
Лозунг «Убей немца» появился на волне народного гнева в 1942 году, когда Великая Отечественная война уже несколько месяцев велась на территории СССР. Ненависть к немецким захватчикам, о зверствах которых узнавали и солдаты, и мирные жители, набирала обороты. Боевой дух советских солдат не только не был сломлен временными неудачами, но поднялся на небывалую протестную высоту против оккупантов. Сила и решимость покончить с гитлеровской заразой наиболее полно отразились именно в этом лозунге.
Когда же наметился ощутимый перелом в военных действиях, когда поражение фашистской Германии стало очевидным, лозунг «Убей немца» изменился, переформатировав смысловую нагрузку.
Теперь плакаты, листовки сконцентрировались на необходимости уничтожения фашизма.
Учитывая, как тогда говорили, направляющую роль партии, а также жесткость цензуры военного времени, понятно, что подобная трансформация никак не могла произойти без ведома советских властей, т.е. партии и правительства.
Выходит, тогдашнее руководство СССР позаботилось о том образе врага, который должен был закрепиться в сознании народа-победителя.
Не против мирных граждан сражались наши победоносные войска, несмотря на то, что разные настроения царили среди мирного населения освобождаемых стран, в каждой из которых был свой уклад жизни, свои общественно-производственные отношения. А против фашистов! Против фашизма!
Думаю, научиться различать, кто перед тобой, было психологически очень трудно, да и сегодня не легче. Тем не менее, советские люди учились различать понятия. Различать, но не забывать в порыве толерантности зло, причиненное фашизмом, не попустительствовать неофашизму.
Этот тонкий, но политически и по-человечески важный момент, видимо, был осознан тогдашним советским руководством, которое заглядывая далеко вперед, сумело-таки направить массовое сознание советских людей в русло, перспективное для дальнейшего развития международных отношений. Иначе нафиг нам было восстанавливать хозяйство на территории освобожденных от фашистов стран.
Об этом периоде убедительно рассказывается в фильме «Комсомольцы-добровольцы»
В общем, как бы и за что мы не ругали тогдашнее руководство, а ума у него хватило, чтоб полвека продержаться без войн, в труднейших условиях холодной войны восстановить страну из руин и помочь восстановиться другим странам.
А позже появился фильм «17 мгновений весны»
Непростой простой немецкий солдат…
Сложно все это, правда?
В послевоенных международных документах закреплено единодушное и безоговорочное отношение к фашизму, как абсолютному злу. Единодушно и безоговорочно.
Интересно, как наше время и наши действия будут расцениваться потомками.
Journal information